Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Никольское»

  Категория детей с ОВЗ  2022 / 2023 учебный год

 

 

В  МБОУ «СОШ №2 г.Никольское»  созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями   здоровья и детьми-инвалидами: 

  • школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК; 
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся  организуется  индивидуальное обучение на дому;
  • вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья,  регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития   в  школе  работает педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог  и медицинский работник;
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении  проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;​
  • для эффективного включения детей-инвалидов в образовательный процесс все педагоги прошли курсы повышения квалификации по  вопросам организации обучения  детей с ОВЗ.
  • имеются специальные учебники для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 


 

С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.

Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

 


 

Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ

 


 

Учебный план обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)

Учебный план обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) для 1-4 классов на 2022-2023 учебный год

Учебный план обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)

Учебный план обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) для 1-4 классов на 2022-2023 учебный год

Учебный план обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)(вариант 1)

Учебный план обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для 1-4 классов на 2022-2023 учебный год

Учебный план обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) на 2022-2023 учебный год

 


 

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (Вариант 4.1.)

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) (для 5 - 9 классов)

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1)

 


 

Рабочие программы по дефектологии

 

Рабочая программа по дефектологии для учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) Вариант 7.1 на 2022-2023 год

Рабочая программа по дефектологии для учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) Вариант 7.2 на 2022-2023 год

Рабочая программа по дефектологии для учащихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) на 2022-2023 год

Рабочая программа по дефектологии для учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями) Вариант 8.1 на 2022-2023 год

Рабочая программа по дефектологии для учащихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями) Вариант 8.1 на 2022-2023 год
 


 

Рабочие программы по психологии

 

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) на 2022-2023 год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) к школьному обучению вариант 7.1 на 2022-2023 год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) к школьному обучению вариант 7.2 на 2022-2023 год

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 2-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) вариант 7.1 на 2022-2023 год

Рабочая программа Психолого-педагогического сопровождения учащихся 2-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) вариант 7.2 на 2022-2023 год

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями) вариант 8.1 на 2022-2023 год

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями) вариант 8.1 на 2022-2023 год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением опорно-двигательного аппарата) к школьному обучению вариант 6.1 на 2022-2023 год

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) Вариант 5.1 на 2022-2023 год

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) Вариант 5.2 на 2022-2023 год

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) Вариант 5.1 на 2022-2023 год
 


 

Рабочие программы по логопедии 

 

Рабочая программа логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) Вариант 5.1 на 2022-2023 год

Рабочая программа логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата) Вариант 6.1 на 2022-2023 год

Рабочая программа логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) Вариант 7.1 на 2022-2023 год

Рабочая программа логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) Вариант 7.2 на 2022-2023 год

Рабочая программа Логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями) Вариант 8.1 на 2022-2023 год

Рабочая программа логопедического сопровождения учащихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) Вариант 5.1 на 2022-2023 год

Рабочая программа логопедического сопровождения учащихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями) Вариант 8.1 на 2022-2023 год

Рабочая программа логопедического сопровождения учащихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) на 2022-2023 год