Новости
Перейти в раздел "Новости по теме функциональной грамотности"
События 2022-2023
Перейти в раздел "События 2022-2023"
События 2021-2022
Перейти в раздел "События 2021-2022"
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление - способность к продуктивному творческому подходу.
Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Нормативно-правовые документы
Указ Президента РФ от 07 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
Приказ Рособрнадзора №590, Минпросвещения России №219 от 06 мая 2019 года "Об утверждении методологии и критериях оценки качества общегоо образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 года № ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценкефункциональной грамотности"
Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15 сентября 2021 г. № АЗ-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»
Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 17 сентября 2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
Письмо ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования от 17 сентября 2021 г. № 01-09/285 «О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся»
Полезные ресурсы
PISA: математическая грамотность. – Минск: РИКЗ, 2020 |
|
Институт стратегии развития образования. Банк заданий. Естественнонаучная грамотность |
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ |
Банк заданий PISA (математическая грамотность) |
|
Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики |
|
Сборник тестов по математической грамотности для учащихся 5-11 классов |
|
Математическая грамотность Сборник тестовых заданий по математике (6-7 классы) |
|
Математическая грамотность. Банк заданий |
|
Электронный банк заданий функциональной грамотности |
|
Банк заданий по функциональной грамотности |
|
Диагностическая работа для учащихся 5 классов математическая грамотность |
https://100balnik.ru.com/wp-content/uploads/2019/09/МА_5_2019_демоверсия.pdf |
Диагностическая работа для учащихся 7 классов математическая грамотность |
https://100balnik.ru.com/wp-content/uploads/2019/09/МА_7_2019_демоверсия.pdf |
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач |
|
Математическая грамотность |
|
Тесты по математике для подготовке к PISA |
https://kopilkaurokov.ru/matematika/testi/tiesty-po-matiematikie-dlia-podghotovkie-k-pisa |
На основании приказа комитета образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 03.03.2021 г №128/21 «Об организации деятельности по подготовке к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA-2024» определен перечень муниципальных тьюторов по работе с педагогами по каждому из направлений функциональной грамотности в Тосненском районе:
- Верега Алина Сергеевна, учитель математики, 1 квалификационная категория - тьютор по работе с педагогами по математической грамотности
- Бакланова Неля Викторовна, учитель начальных классов, 1 квалификационная категория — тьютор по работе с педагогами по математической и естественнонаучной грамотности
Пособие по читательской грамотности
Пособие по естественнонаучной грамотности
Пособие по математической грамотности
Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа).
Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 5-х - 9-х классов, включающая в себя:
− формирование банка заданий;
− формирование проектов тренировочных работ;
− прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
− проверку развернутых ответов экспертами;
− накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.
Проведения тренировочных работ на Платформе возможны для обучающихся 5- 9 классов. В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.
Ссылка на систему в сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru/.