В устном экзамене 10 февраля приняли участие 14,5 тысячи девятиклассников из 337 школ Ленинградской области.
Школьники проходили собеседование по месту обучения в очном формате, дистанционно участвовали 35 человек.
Участники итогового собеседования выполняли четыре задания: чтение текста вслух и его пересказ с использованием предложенной цитаты, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.
Председатель комитета образования Сергей Тарасов отметил значимость коммуникативной компетенции, проверяемой на итоговом собеседовании по русскому языку в 9 классе: «Умение внимательно слушать и грамотно выстраивать диалог с людьми – главный навык, необходимый в достижении поставленных целей, важнейшее условие для самореализации личности».
Задания вызвали живой интерес школьников и педагогов. Предлагаемые тексты для чтения – это рассказы о выдающихся людях нашей страны.
В одном из вариантов заданий собеседования нужно было прочитать и пересказать текст о русском и советском писателе Павле Бажове (1879-1950). Он наиболее известен как автор уральских сказов. И взрослые, и дети любят мультфильм «Серебряное копытце», читали сборник рассказов «Малахитовая шкатулка». Его книги переведены на десятки языков мира. В 2013 году уральские сказы Бажова вошли в список 100 книг, рекомендованных школьникам для самостоятельного чтения.
В другом варианте предлагался текст о педагоге Викторе Николаевиче Сороке-Росинском (1882–1960). В 1920 году Виктор Николаевич стал директором Школы трудового воспитания имени Достоевского (ШКИД). В школу принимали самых трудных подростков, которых Революция 1917 года и Гражданская война лишили дома. Эти дети выживали, побираясь, воруя, участвуя в бандитских налётах. Сорока-Росинский в большей степени уделял внимание не физическому труду, а творческой, познавательной деятельности. Оказавшись в ШКИДе, бывшие преступники много учились, создавали журналы, вместе с педагогами ставили спектакли. Выпускники школы стали известными журналистами, писателями, режиссёрами, инженерами, военными.
Интересными были и вопросы собеседования, приведённые в заданиях для монолога и диалога: «Почему важно быть вежливым человеком?», «Для чего человеку нужна сила воли, и как она помогает преодолевать трудности?».
Все предложенные темы соответствуют знаниям, жизненному опыту, кругу интересов, психологическим особенностям школьников подросткового возраста. Сама процедура хорошо знакома обучающимся и организаторам: для девятиклассников проведены тренировки, работники школ обучались на региональных вебинарах, проходили инструктажи.
Ученица 9 класса средней школы №4 города Луги Хасанова Жанна поделилась своими впечатлениями: «В процессе подготовки к собеседованию я узнала много нового и интересного о выдающихся людях России. Сегодня мне очень понравился текст о Сороке-Росинском, сразу захотелось прочитать книгу о ШКИД» (ее написали Пантелеев и Белых – воспитанники Сороки-Росинского).
«Форма итогового собеседования по русскому языку в 9 классе оправдана как способ оценивания коммуникативной компетенции обучающихся, она отражает сформированность навыков осмысленного чтения текста, устного пересказа на основе подготовленных выпускниками материалов, создания собственного текста на выбранную тему, навыка свободного, аргументированного общения. На этапе подготовки к собеседованию обучающиеся повторяют орфоэпический и грамматический материал, что также является важной для речевой культуры детей формой их речевого развития», – выразила своё мнение учитель русского языка и литературы средней школы №4 г.Луги Светлана Корнияш.
Результаты – «зачет» или «незачет» – станут известны участникам не позднее 15 февраля 2021 года.
Для выпускников, получивших «незачет», либо не явившихся на собеседование по уважительной причине, предусмотрены дополнительные дни – 10 марта и 17 мая.
Успешный результат итогового собеседования является для девятиклассников допуском к выпускным экзаменам.